Валдай - Великий Новгород - Саблино
(7 - 9 мая 2005 года)

Снова нам в путь...

Прошло 3 года с момента моего последнего путешествия и "дух дорог" снова стал напоминать  себе. И вот, в конце апреля 2005 года было решено отправиться в очередное путешествие. На этот раз мне предстояло путешествовать не в гордом одиночестве, а в компании моей жены - Татьяны. Поскольку отпуска ожидать не приходилось, мы сориентировались на ближайшее "длительное" свободное время - майские праздники. Из всего многообразия, предлагаемого туристическими компаниями, выбор пал на тур с экзотическим названием "По следам Индианы Джонс", который включал в себя посещение озера Валдай, Великого Новгорода и Саблино, знаменитого своими пещерами и водопадами.

На повезло. Дело в том, что решение о поездке было принято в самом конце апреля и была большая вероятность услышать до боли знакомое "мест нет". Позвонив по телефону в компанию "Магазин Путешествий", я узнал, что несколько мест еще имеется. Забронировав два места я сорвался и поехал выкупать долгожданную путевку. Особых проблем не возникло, и вечером я обрадовал супругу путевкой.

В автобусе

Отправление из Москвы было намечено на 7 утра. Седьмого мая, встав пораньше, мы отправились к месту сбора, на метро Аэропорт. Мы приехали за 15 минут до отправления. Автобус стоял там, где и было указано в путевке, так что искать его нам не пришлось. Заняв свои места в автобусе (номера мест были указаны в путевке), я с неприятным чувством обнаружил, что кресло, в котором мне предстояло ехать, не имеет фиксации спинки. В принципе, мне это не доставило особых хлопот, но представляю каково было тем, кто ехал за мной... Ведь при каждой моей попытке откинуться на спинку, я тут же оказывался в полулежащем состоянии, а когда привставал, спинка автоматически возвращалась в вертикальное положение.

Наша компанияНу да ладно! Автобус оправился в путь и мы стали слушать экскурсовода, сопровождающего нашу группу. Экскурсия была об истории Санкт-Петербургского тракта, ныне именуемом Ленинградским шоссе. Вскоре начало сказываться раннее отправление - наши попутчики начали потихоньку клевать носом. Но они потеряли не очень много - ничего более интересного, чем рассказ экскурсовода на этом этапе пути не было.

Первую остановку автобус сделал в Клину, около МакДоналдса. Мы отправились на поздний завтрак. Тут выяснилось, что вместе с нами в это время остановилось несколько подобных экскурсионных автобусов. Поэтому быстро купить все необходимое и отправиться дальше не получилось. Мы задержались более чем на полчаса, пока все пассажиры нашего автобуса не вернулись. Зато, когда мы продолжили путешествие, воздух нашего автобуса наполнили запахи того, что было только что куплено и в это время как раз потреблялось.

Экскурсия продолжилась только когда автобус уже практически подъехал к Твери. Тут надо сделать небольшое отступление. Дело в том, что моя жена была родом как раз из этих мест, и так как порой голос экскурсовода был слаборазборчив, а точнее довольно тихим, то наша, задняя часть автобуса слушала уже рассказ моей жены.

Так мы и познакомились с нашими ближайшими соседями. Это тоже были молодые супружеские пары.

Приближалось время обеда. В это время мы въехали в город Валдай, в котором нас уже ждал обед.

Валдай

Валдай нас встретил сумрачной, пасмурной погодой. Шел небольшой, малозаметный дождик. Нас проводил в ресторан, где уже были накрыты столы. Официанты принесли обед и мы с удовольствием приступили к трапезе.

Первые сувенирыПосле сытного обеда нас повезли в единственный в мире Музей колокольчиков. Этот музей сделан в виде колокола. Но внутри музея нас ожидало нечто необычное. Каких только колоколов там не было! Маленькие, большие, огромные, металлические, деревянные... Экскурсия началась с демонстрации. Экскурсовод виртуозно исполнила на импровизированной звоннице красивую мелодию. После этого начался рассказ. Нельзя передать всего, что было нам поведано. Это надо услышать самому. Более того, мне показалось, что как таковой экскурсионной программы просто нет. Женщина, ведущая экскурсию, говорила от чистого сердца, то, что было в этот момент у нее на душе. Не думаю, что она могла бы повторить эту экскурсию второй раз слово в слово. Но это и к лучшему. Такие экскурсии оставляют не только информацию, которую передают экскурсоводы, но и частичку своей души!

Перед выходом из музея мы купили сувениры - Валдайский колокольчик, выполненный в виде церкви, деревянный колокольчик для домового, ну и стандартный набор открыток, посвященный Валдаю.

Но это было только начало, а продолжение интереснейшей экскурсии нас ожидало совсем рядом - в Иверском монастыре.

Иверский монастырь

... и самим Валдаем Небо над монастырем...Не успел автобус свернул на дорогу ведущую к монастырю, как тучи в небе стали бледнеть, пропуская лучики солнца. К тому времени, как мы остановились у ворот монастыря, над озером Валдай тучи уже исчезли, а над самим монастырем небо прямо на глазах становилось из сумрачно-грозового небесно-голубым. Сам Иверский монастырь (полное его название - Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь) в это время находился на реконструкции. Часть башен и стен были в строительных лесах, да и общий вид перед монастырем скорее напоминал стройку, чем монашескую обитель. Но когда мы вошли внутрь, все преобразилось. Было такое чувство, что строительные работы не смогли коснуться внутреннего двора. Все было чисто и ухожено, местами растут цветы...

Успенский соборИстория Иверского монастыря тесно связана с именем патриарха Никона. Строительство монастыря началось в 1653 году, и к осени были готовы две деревянные церкви. И уже в 1654 году царской грамотой за обителью закреплялось "не только Валдайское озеро с островами и окрестными местами, но и многие другие купленные патриархом вотчины, а также Старорусские соляные варницы, три монастыря с угодьями в Деревской пятине". Одним словом, обитель быстро богатела и становилась все более значимой среди православных обителей Руси. Однако, всего через несколько лет, в 1658 году, была "нача быти безсоветие между царем и патриархом". В результате опалы Никона все заложенные им обители были закрыты как "созданные не по уставам Святых Отцов". Но уже в 1668 году Никона реабилитировали, и Иверской обители вернули все привилегии и земли.

Находящаяся сейчас в монастыре икона Божией Матери Иверской - один из списков с чудотворной иконы, который сохранился в валдайской церкви святых Апостолов Петра и Павла и был передан в монастырь. С это иконой связана одна удивительная история.

После появления иконы Богородицы в обители, ее разместили в алтаре. Однако на утро следующего дня икона исчезла и была обнаружена... "сверх врат, на стене монастырской ограды". Много раз монахи переносили ее обратно в алтарь, но каждый раз икона возвращалась на место над воротами. Так продолжалось до тех пор, пока Богоматерь не явилась монаху Гавриилу и сказала: "Ступай в монастырь и скажи монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей...". И на вратах обители Иверской создан был храм во имя Пресвятой Богородицы - Портаитиссы, что значит "Вратарница".

ГолгофаК началу XX века монастырь существовал исключительно на собственные доходы от небольшого хлебопашества, рыбной ловли, продажи овощей, скота, молочных продуктов и на доходы от крестных ходов с Иверской Чудотворной иконой. При монастыре имелась школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, проживавших круглый год в монастыре.

Монастырь всегда отличался высокими примерами духовной жизни братии. Известен молчальник (монах, принявший обет молчания) Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX века. Он нес с радостью самые тяжелые послушания и скончался коленопреклоненным в молитве в своей келье.

Монастырь расположен на плоском острове, практически не выступающим из воды, поэтому внешне он выглядит как бы плавающим по озеру. Мы попали как раз в тот момент, когда на колокольне начался вечерний перезвон. После этого нас повели в обход Успенского собора, рассказывая описанную мной выше историю обители. Там же расположена "Голгофа". После завершения рассказа нам дали "свободное" время на осмотр трапезного храма. Там мы купили свечки, иконы, а также сувениры, выполненные руками послушников. Но время, отведенное на посещение Иверской обители быстро заканчивалось, и вскоре мы продолжили путь к основной цели нашего путешествия - Великому Новгороду.

Размещение на ночлег

В Великом Новгороде мы появились уже довольно поздно. Так как группа размещалась в двух гостиницах, то нас сначала отвезли к дальней гостинице и мы ждали, пока та часть группы, которая должна быть там расположена, оформится. Тут выяснилось, что водитель тоже приписан именно к этой гостинице и ехать во вторую, а потом возвращаться он не очень хочет. Но тут вмешалась куратор группы от туристической фирмы, и нас все же отвезли к нашему временному пристанищу.

Оформление прошло быстро, и наскоро распаковав вещи, мы пошли искать где бы поужинать. Здесь нам снова улыбнулась удача, т.к. в соседнем с гостиницей здании располагался ресторан. Не скажу, что обслуживание в нем было слишком быстрое. Может мы уже привыкли к московским темпам, может еще что-то, но прождали мы достаточно для того, чтобы усталость начала брать верх, и когда подали заказанные блюда, мы с женой даже умудрились перепутать тарелки, хотя блюда были совершенно разные - рыба и птица.

Сыты, усталые, но довольные мы вернулись в свой номер и завалились спать. На завтра нас ожидала подземное царство Саблино.

Саблино

В этот день подъем был довольно ранним. Хорошо еще, что место завтрака было через дорогу от нашей гостиницы, поэтому у нас было дополнительных минут 20 по сравнению с группой из первой гостиницы.

После относительно плотного завтрака мы отправились в Саблино. Но по дороге заехали в магазин для того, чтобы те туристы, которые не взяли с собой фонарики (в пещерах освещения не предусмотрено), могли купить их себе. Представляю, какое удивление было у продавцов, когда около дюжины человек выстроились в очередь для покупки одного и того же товара.

Саблино, находящееся всего в 40 км от Санкт-Петербурга, по праву носит звание одного из самых загадочных мест в Ленинградской области, благодаря своему необычному пещерному царству. Вблизи устья Саблинки находится несколько холмов. Местные жители считают их курганами. Рядом ними - площадка, где в 1240 году в ночь перед битвой находился лагерь князя Александра Ярославича. Отсюда быстрым броском он ударил по войску шведов в устье Ижоры и разбил их. Здесь в IX веке северные славянские племена смешались с ижорскими, и, вбирая в себя варяжские дружины, образовали древнейшую Рюриковскую Русь с центром в Старой Ладоге. А еще раньше, много сотен миллионов лет назад, на этом месте был берег океана.

Подземная река СталактитыСегодня живописные долины рек Саблинки и Тосны образуют глубокие каньоны. Они образовались после отступления последнего ледника, когда началось поднятие всего северо-западного района России. Реки, стремясь к уровню Балтийского моря, углубляли свое русло и размывали горные породы. В основании геологического разреза в Саблино залегают синие кембрийские глины - это древние породы, с возрастом более 500 миллионов лет. Их очень любят использовать для лепки скульпторы. В глинах встречаются золотистые друзы пирита - серного колчедана, который незадачливые кладоискатели принимают за золото.

Саблинские пещеры имеют не естественное, а искусственное происхождение. Раньше здесь добывали глину, песчаник и известняк. Но в 1924 году отсюда ушел последний рабочий, и после этого над пещерами стала трудиться сама матушка-природа. Просочившиеся грунтовые воды образовали подземные реки и озера. а на потолках натекли каменные подобия сосулек - сталактиты. Пещеры - это особый мир, вызывающий двойственное чувство: страх и непреодолимое любопытство. И чего только ни придумает человек, оказавшийся в кромешной темноте. К подземному царству у человека всегда было больше вопросов, чем ответов. Что это - действительно призраки или некая игра теней?

Могила 'Белого спелеолога'Есть духи, специально ушедшие под землю, чтобы помогать людям - это мать Белого спелеолога, Эва, которая появляется перед заблудившимся в пещере. И, увидев ее молодой и красивой, он успокаивается, зная, что выйдет на белый свет. У того же, кому она является в виде грозной старухи, будет достаточно времени, чтобы вспомнить, за что наказали его хозяева подземелий. Но кто же он такой, самый известный персонаж Саблинских пещер - Белый спелеолог? Неведомо, кто похоронил его в пещере и поставил крест, но с той поры дух "Белого спелеолога" витает в подземных галереях. Экстрасенсы подтвердили факт нахождения  в могиле скелета. Вот только он оказался слишком мал для человека, и, вероятно, принадлежит собаке. Но у спелеологов за многие годы выработался обряд поклонения "Белому спелеологу". Они оставляют на могиле сахар, конфеты, сигареты, спички, чтобы задобрить хозяина подземной обители. Считается, что в трудную минуту его дух помогает заблудившимся или наказывает дерзких, уводя их все дальше в глубину пещер, откуда уже не найти выхода.

Одно из подземных озерСамой интересной и крупной является пещера "Левобережная", охраняемая и открытая только для организованных посещений в сопровождении опытных экскурсоводов-спелеологов. Пещера расположена недалеко от моста через Тосну, ее галереи протягиваются под лесопарком и поселком более чем на 300 метров, а общая длина ходов лабиринта превышает 5 с половиной километров. Глубина озер в пещере в некоторых местах достигает двух метров, а общая площадь - многие квадратные километры. Микроклимат здесь постоянный: +8°С. Постоянно ведется мониторинг сводов, которые надежно укреплены. Пещера оборудована и проверена на безопасность, а маршрут сертифицирован всеми возможными инстанциями. Она предстает в своей первозданной красоте. В ней исключены несчастные случаи, но комфорт не доведен до абсурда, поэтому впечатления - подлинные.

Панорама 'Первобытная стоянка' Зал 'Красная Шапочка'В "Левобережной" существует несколько больших красивых залов с необычными названиями: Двуглазый (Зал Подземного короля), Космический (Угрюмый), Колонный, Юбилейный (здесь проводятся обряды посвящения юных геологов), Красная Шапочка (из-за естественного цвета потолка) и другие. Есть и легендарный шкуродер Кошачий лаз, через него можно пробраться только лежа на выдохе, вытянув одну руку вперед, а другую вдоль тела. Также хочется отметить, что пещера довольно влажное место, а кроме того глина, которую там добывали раньше, имеет свойство сильно пачкать одежду. Поэтому в пещере надо быть достаточно осторожными, не бегать и соблюдать тишину. Во время экскурсии можно посмотреть на созданную спелеологами панораму "Первобытная стоянка". Зрелище очень красивое, но так как время ограничено, долго рассматривать ее не получается. Кроме панорамы в пещере существует еще несколько скульптур. Это Монах, Будда и другие.

... и Каповой пещеры в Башкирии Копии рисунков из пещер 'Ляско' и 'Нио' во Франции...На стенах пещеры можно встретить древние наскальные рисунки. Это художники-анималисты мастерски выполнили копии древних палеолитических рисунков из пиренейских пещер "Ляско" и "Нио" во Франции. Перед взором предстают могучие быки, на которых охотились наши предки в конце ледникового периода. Художники не только воспользовались особой лаконичной манерой древних мастеров мадленской эпохи. Им удалось передать своеобразный колорит, выразительность и динамику изображения животных. А с недавних пор в пещере появились и красные мамонты, лошадки и шерстистые носороги. Это точные копии некоторых фрагментов наскальной живописи из знаменитой Каповой пещеры, что в Башкирии.

В многочисленных Саблинских пещерах зимуют сотни летучих мышей. Эти маленькие пушистые зверьки совершенно безобидны и беззащитны. В летнее время они питаются насекомыми, уничтожают ночных сельскохозяйственных вредителей, а на людей не нападают никогда. Во время зимовки трогать их, шуметь и даже освещать ярким светом нельзя, так как разбуженная мышь не найдет себе пропитания и может умереть от истощения. Несмотря на на то, что местные жители знают это, они часто пугают этими зверьками детей, ссылаясь на сказки о вампирах. В результате, детишки ради борьбы с вампирами, просто сжигают этих животных, пока те мирно спят. А еще сюда иногда залетают бабочки-совки и тоже остаются на зиму. Так они и спят на белом камне, покрытые капельками росы.

Тосненский водопадИзвестняки, встречающиеся в Саблинских пещерах и каньонах рек Тосны и Саблинки, - сравнительно прочные породы, а вот песчаники и сланцы, залегающие под ними, размываются в руслах рек значительно быстрее. Так возникли уступы водопадов. Саблинский водопад считается самым большим в Ленинградской области. Его высота - 3,4 метра. Тосненский водопад несколько ниже, зато в ширину он достигает 30 метров. Размывая породы ложа реки, водопады продвигаются вверх по течению со скоростью 1-2 метра за 10 лет. Мы были в конце весны, и не могли видеть, что представляет из себя водопад зимой. Однако, по словам нашего гида, зимой водопад превращается просто в фантастическое зрелище. Ледяные сталактиты и сталагмиты играют на солнце радужными лучами. Вода бурлит подо льдом, и можно проникнуть под ледопад, спрятаться за ледяной стеной. Там, по местному преданию, в глухую ночь под Новый год растет ветер-трава, дающая власть над ветром и водой, а владеющий ею не тонет и ловит рыбу чуть ли не голыми руками. Но найти ее могут только слепые, которым колет глаза, когда они на нее наступают.

После осмотра достопримечательностей у нас должен был быть небольшой пикник с дегустацией местных алкогольных напитков. Но из-за дождя этот пикник был перенесен в автобус. Свежеприготовленный шашлык под настойки и наливки, да еще после пещер и водопадов, пошли просто на ура. К слову сказать, из представленных напитков нам больше всего понравилась настойка под оригинальным названием "Спотыкач".

Вернулись в Новгород мы опять поздно. На этот раз мы решили не ходить в ресторан, а поужинать вместе с новыми знакомыми прямо в номере. Сказано - сделано. Мы зашли в магазин, купили все, что требовалось для ужина и собрались в нашем номере. Но сидели мы не долго. Усталость взяла свое и мы разошлись спать.

Великий Новгород

Крепостная стенаУтром мы собрали вещи, сдали номер и, погрузив вещи в автобус, пошли на завтрак. Сразу после завтрака мы направились к Новгородскому Кремлю. По дороге были развернуты палатки с сувенирами, но чтобы не отстать от группы, там ни кто долго не задержался. И вот мы подошли к крепостной стене. Раньше стену окружал ров, наполненный водой. Сейчас воды уже нет, а местами даже растут деревья. Но как также, как и раньше, попасть в Кремль можно по мосту через Западную проездную арку. Здесь стоит остановиться на краткой истории Великого Новгорода.

Впервые в документах Новгород упоминается под 859 годом как город, основанный словенами и их старейшиной Гостомыслом. Само название - Новгород (новый город), наводит на мысль о существовании исторического предшественника. Нет никаких записей, существуют только версии, одна из которых кажется наиболее правдоподобной. Речь идет о так называемом Рюриковом городище, расположенном в двух километрах к югу от современного города на правом берегу Волхова. Очень может быть, что по политическим (в связи с крещением) и стратегическим (отсутствие возможности развития города на старом месте) причинам, новую крепость построили на высоком левом берегу Волхова и нарекли Новым городом. Позднее это название перешло и на близлежащие ремесленные поселки, которые вошли в состав этого города и стали его концами. Их было пять - Людин, Неревский, Загородский, Славенский и Плотницкий. Великий Новгород был обнесен вокруг высоким валом, на котором стояли деревянные стены из срубов, засыпанных землей. Укрепления усиливались каменными башнями. До нашего времени сохранилась только одна - "Белая", или "Алексеевская башня".

Памятник 'Тысячелетию России'Приглашение в 862 году (эту дату принято считать годом рождения России) новгородцами скандинавского князя Рюрика положило начало княжеской династии Рюриковичей, которая управляла русскими землями более семи с половиной веков. Князь Олег, основавшись в Киеве, сделал его столицей русских земель. Новгород стал неофициальной северной столицей Руси. Управлялся город наместниками Великого князя Киевского, которыми часто были его сыновья. В XII веке происходит ослабление великокняжеской власти, что привело к появления в Новгороде выборной должности посадника. Князя приглашали, а в случае конфликта - изгоняли. Как правило с князем заключали договор об условиях княжения. Постепенно здесь устанавливается феодально-боярская республика. Высшим органом этого государства становится вече - собрание всех новгородцев. На вече решались все важнейшие вопросы: политические, экономические, военные, а также выбирались высшие "чины" - посадник и тысяцкий. Особенно трудным  для Новгорода выпал XIII век. Войска Батыя не разорили Псков и Новгород лишь благодаря огромной дани. В это же время ослаблением Руси воспользовались западные рыцари-крестоносцы. И именно новгородская дружина сдерживала натиск врага. XIV - XV века были периодом расцвета Новгородской республики. В XV веке все больше усиливается влияние Московского княжества, и к концу XV века Новгородская республика пала, став частью единого Российского государства. В 1570 году, во времена правления Ивана Грозного, Новгород был втянут обвинен в "измене" - якобы новгородцы задумали "выйти из Московии" и присоединиться к Литве. Иван Грозный выдвинул опричное войско, которое грабило город со 2 января по 13 февраля. Население города было уничтожено, а войско вернулось с богатой добычей. В 161-1617 годах город был оккупирован шведами и разорен, а Россия потеряла выход к Балтике. При Петре I Новгород был определен как важнейший стратегический пункт на северо-западе, и его оборонные укрепления поддерживались в надлежащем порядке. В 1727 году Новгород становится губернским центром, а к середине XIX века - небольшим провинциальном городом. В это время его население составляло около 15 тысяч жителей, что вдвое меньше, чем было 300-400 лет назад. В августе 1941 года город ,был захвачен гитлеровцами и освобожден только через два с половиной года.

История Руси увековечена в памятнике "Тысячелетию России", установленному в 1862 году и расположенному в центре Кремля. Памятник делится на четыре раздела, где представлены те, кто прославил тысячелетнюю историю России: князья, цари, военные люди и герои, писатели, художники, священство. Нет на памятнике только одного известного персонажа - Ивана Грозного, которого Новгородцы отказались принять как "великого человека", в связи с тем, что его войско полностью разорило город.

Софийский собор Голубь на Софийском собореОт памятника мы направились к Софийскому собору. Надо сказать, что первый храм Святой Софии был деревянным и сгорел в 1045 году. Тогда, по повелению Ярослава Мудрого и его сына Владимира, который в это время княжил в Новгороде, был заложен каменный собор Софии Премудрости Божьей. Он строился 5 лет и стал первым каменным собором Русского Севера. Собор служил примером для подражания в строительстве храмов поздних столетий, но никто не мог превзойти в мастерстве древних зодчих, создавших его. В середине XII века собор стал главным храмом Новгородской вечевой республики, центром политической, культурной и религиозной жизни Новгорода. На центральном кресте Софии находится маленький голубь. Существует легенда, которая говорит, что 400 лет назад, когда здесь лютовало войско Ивана Грозного, голубь летал над храмом. Ужаснувшись увиденному, он сел на крест оплакивать жертвы и окаменел от горя. считается, что пока голубь сидит на кресте Софии, Великий Новгород будет стоять, а голубь слетит - тут городу и конец. В Софийский собор ведут три входа, главный из которых - западный. Этот вход с XIII века украшают бронзовые двери, изготовленные в Магдебурге. История этих дверей загадочна. Возможно, их заказчиком был плоцкий епископ  Александр (т.к. его изображение есть на одной из пластин). Но Плоцка двери не доехали. Их перехватили шведы. А у шведов их "отбили" новгородцы при взятии столицы шведов в 1187 году. Помимо изображения епископа на пластинах представлены библейские сюжеты. Но особый интерес представляют ручки дверей, выполненные в виде львиных голов, в пасти которых расположены рукояти в виде змей, что все вместе символизирует ад. Магдебурские ворота раскрывают только в особо торжественных случаях. А мы зашли в собор через северные ворота.

Ярославово ДворищеНикольский соборОсмотрев собор наша группа покинула стены Кремля и направилась к мосту на правый берег реки Волхов, к Ярославову Дворищу. Именно с этого моста опричное войско Ивана Грозного сбрасывало в Волхов население города во время уничтожения Новгорода в 1570 году. Стоит также сказать, что в стенах Кремля мог жить только архиепископ, поэтому напротив кремля и было заложен княжеский двор, который нарекли "Ярославово Дворище", т.к. первым князем, чья резиденция здесь располагалась, был Ярослав Мудрый. Помимо княжеской резиденции здесь стояли лавки, амбары и ряды знаменитого Торга. Благодаря своему выгодному географическому положению, Великий Новгород скоро становится центром торговли между странами Варяжского региона и исламского востока. Уже в XII веке купцы готландские и немецкие купцы основывают здесь свои свои фактории, которые так и назывались - Готландский и Немецкий двор. Новгородские власти не имели права вмешиваться во внутренние дела иноземных дворов. Русские имели право входить во дворы только днем, когда велась торговля. Торговые отношения регулировались специальными договорами, самый древний из которых датирован XII веком. Одним из основных товаров был воск. Европа нуждалась в просто огромных количествах воска для различных целей, в том числе и для освещения готических соборов и замков. Для защиты своих интересов, новгородские купцы стали объединяться в корпорации, которые назывались сотнями. Вступить в сотню мог только очень богатый человек. Сотни строили собственные церкви и соборы, причем на нижние этажи предназначались для предпродажной подготовки товара. В 1207 году на Торгу построили церковь Параскевы Пятницы, которая считается покровительницей торговли. Деньги на строительство дали "купцы заморские", т.е. новгородцы, торговавшие "за морем". Главным храмом Торга являлся Никольский собор, заложенный в 1113 году старшим сыном Владимира Мономаха князем Мстиславом. В купеческой и ремесленной среде этот храм был особенно популярен. Возле стен собора находилась вечевая площадь, где звоном вечевого колокола собирались вольные новгородцы решать жизненные вопросы республики. Судили и казнили тоже на вече. Причем, обычным видом казни было сбрасывание преступников с Великого моста в Волхов, т.е. как раз так же, как расправились позже с новгородцами войска Ивана Грозного. с тех далеких пор прошло уже много времени и храм будто погрузился в землю. Сейчас он заметно ниже, чем был изначально. В нем прорублены новые двери, сделаны новые настилы полов. И все равно, он, также как и собор Софии, где пол и двери поднимали уже четыре раза, поражает воображение. Величественность постройки, мастерство древних каменщиков вызывают восхищение и уважение.

О Великом Новгороде можно говорить бесконечно. Но отпущенное нам на экскурсию время быстро таяло, и вот наступил тот момент, когда нам необходимо было уезжать. Мы сели в автобус и нас повезли за пределы города к следующему памятнику седой старины...

Свято-Юрьев монастырь

Надвратная колокольняСледующей нашей остановкой был Свято-Юрьев мужской монастырь, который является самым крупным из новгородских монастырей. По преданию, обитель при истоке Волхова из озера Ильмень, заложил князь Ярослав Мудрый, который при крещении получил имя Георгий, в 1030 году. Обитель занимала особое место среди новгородских монастырей, и именовалась лаврою. Монастырь владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность. В 1119 году Св. благоверный князь Всеволод Мстиславович, совместно с игуменом Кириаком заложил каменную соборную церковь, уступающую по своим масштабам только Софии Новгородской. Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году. При Екатерине II монастырь теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди 15 монастырей России, причисленных к 1 классу.

Возрождение обители в 19 веке связано с именем архимандрита Фотия и его духовной дочери - графини Анны Орловой, обладавшей огромным состоянием. В 1841 году была построена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси. По преданию она задумывалась выше колокольни Ивана Великого в Москве, но император Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус.

После революции монастырь был закрыт и разграблен. И только в 1991 году, благодаря усилиям архиепископа Льва, монастырь возвратили Церкви, и с этого времени началось возрождение древнейшей обители. Но ее текущее состояние оставляет желать лучшего...

Витославлицы

Образец 'Шатровой' постройкиОсобым местом в экскурсионной программе было село Витославлицы - музей народного деревянного зодчества под открытым небом. Искусство строить из дерева зародилось на Руси в глубокой древности и накопило богатые традиции. К сожалению, в настоящее время памятников зодчества становится все меньше, поэтому в 1960-х годах стал вопрос об их спасении (исследовании, разборки, перевозки в единое место, реставрации и охраны). Основными сохранившимися произведениями остаются церкви, часовни. Кровли церквей строили в виде шатров. Такие шатровые постройки появились на Руси в глубокой древности. Старинные акты свидетельствуют об их существовании еще в XIII веке. Тогда высота храма была одним из основных мерил его красоты. Строились такие монументальные сооружения по инициативе крестьян. На их строительство приглашали профессиональных плотников. Собирался сельский сход и оговаривал с мастерами, что они хотят видеть в свое селе. Создавался своего рода словесный чертеж. А насчет пропорции в одной древней подрядной грамоте, составленной плотницкой артелью, сказано: "А рубить высотою, как мера и красота скажут". Вот это чувство меры, вкуса, чувство разновеликих объемов, умение сочетать их и есть главное в постройках народных умельцев, будь то величественный храм или простой амбар. Любимым строительным материалом были сосна и ель, реже применялись дуб и лиственные породы. А любимым инструментом были топор и долото.

Изба крестьянина-середняка бабий кутЖилую избу и другие хозяйственные постройки крестьянин обычно рубил для себя сам. В музее представлены пять изб XIX века, принадлежавшие крестьянам-середнякам, и построены они по одному принципу. Это небольшие, но высокие, как бы двухэтажные постройки. Первый этаж - подклет - хозяйственное помещение. В нем хранились съестные припасы, иногда хозяин устраивал мастерскую. Второй этаж - жилой - находится довольно высоко, чтобы сохранить тепло и было сухо. Верх избы украшает вынесенная вперед крыша, которая является особенностью северных жилищ. Крыши довольно прочные - они выдерживают любые снега и ураганы. Под единой крышей находятся и жилое и хозяйственной помещения, причем жилье занимает меньшую часть избы. Первый этаж с хлевами отведен под скотный двор. Над ним сарай, где хранится сено, а также хозяйственная утварь. В жилом помещении мебель в основном встроена в сруб (лавки, полки и т.п.). Важное место в избе занимает печь. А возле нее - "бабий кут" (кухня), место, куда мужчины, как правило, не заходили. Здесь есть все, что необходимо для приготовления пищи - глиняная, деревянная и плетеная посуда, чугуны. Треснувшие горшки экономные хозяева не выбрасывали, а оплетали их для прочности берестяной корой. Испокон веков люди стремились обставить свою жизнь как можно красивее, затейливее. Избы обязательно украшали резьбой, покрывавшей ворота, карнизы крыш, наличники окон.

После завершения экскурсии мы вышли на стоянку автобусов, рядом с которой разместились торговые ряды, торгующих разнообразными сувенирами. Особым сувениром является посуда из рябины. Она выделяется тем, что по приданию, если на столе имеется посуда из рябины, то гость, не желающий добра Вашему дому, будет чувствовать себя очень неуютно и постарается побыстрее уйти. Здесь мы задержались больше запланированного, т.к. уйти от этих рядов с сувенирами было не так и просто.

По дороге домой

Мы вернулись в Великий Новгород, чтобы пообедать и купить сувениры в виде местной алкогольной продукции, которую мы дегустировали накануне. Здесь обошлось без особых приключений, и мы отправились в обратный путь.

Дорога проходила по уже знакомым местам, и мы уже к девяти вечера мы были на подъезде к Москве. Тут нас и застал праздничный салют. Около десяти вечера мы вернулись в Москву.

Итак, пора подвести итоги этого небольшого путешествия. Сама программа очень интересная и насыщенная. Но вот сервис... Начиная от первых неприятностей с креслом и заканчивая организацией питания (за исключением пикника с дегустацией) оставляют желать лучшего. Тут есть над чем поработать организаторам подобных туров. Ну а впечатления остались скорее благоприятные. Тем, кто хочет побывать на знаменитом Валдае, столкнуться с подземным царством Саблино и окунуться в историю наших предков в Великом Новгороде, я могу смело рекомендовать этот тур.

На предыдущую страницу

Hosted by uCoz