Москва - Астрахань - Москва
(4 - 21 сентября 2002 года)

Куда поехать в отпуск?

В конце весны 2002 года встал вопрос об отпуске. Вернее, как его провести. Дело в том, что последние несколько лет я практически не покидал пределов Москвы и Московской области. Душа и тело просто требовали настоящего отдыха, и появилась мысль "бросить все и рвануть на юг". Однако, так как отпуск у меня должен был быть в сентябре, могли возникнуть осложнения в виде погоды, а портить отдых не хотелось, пришлось искать запасной вариант, который потом стал основным. Некоторые мои сослуживцы уже несколько лет отдыхали, пользуясь услугами Московской Судоходной Компании, а именно, плавали на теплоходе по маршруту Москва-Астрахань-Москва. Одно из основных достоинств данного вида отдыха заключалось в том, что он был практически не привязан к погоде. Конечно, хорошая погода и в этом случае имела свое преимущество, но, даже в случае пасмурного неба, можно было хорошо отдохнуть, знакомясь с достопримечательностями городов, которые будет проходить теплоход.

Кажется, все просто - взял билет, сел на теплоход и все, отдыхай! Оказалось нет. Сначала предстояло достать билет, и я отправился в кассу...

В кассе

Как выяснилось, чтобы купить билет, нужно приехать рано утром, часам к семи утра, отстоять очередь (первые приходят к кассе к 5-6 часам утра, а то и ночуют у дверей кассы) и, если повезет, часам к 11-12 можно стать счастливым обладателем билета. Я решил оставить пару первых дней отпуска для решения бытовых проблем (да и просто отоспаться не помешает), и, сверившись с расписанием, выбрал теплоход с отправлением 4 сентября. Это был "Яков Свердлов". Предварительная продажа билетов начинается за месяц, поэтому 4 августа, в половине восьмого утра я появился у дверей кассы. Тут я и узнал, что существует не одна, а три очереди.

Первая - это ветераны войны, труда и т.п., которым дают талоны на льготный проезд (если быть точным, то - бесплатный), но их мало 3-4 человека на рейс.

Вторая - так называемая "очередь по списку". Дело в том, что если человек хочет отправиться в путь в строго определенный день, и при этом не ночевать у дверей кассы, можно просто записаться в список и регулярно отмечаться. Списки обычно составляют в начале навигации (конец мая - начало июня). Как часто надо отмечаться я так до конца и не выяснил (мне это было уже не очень интересно), но думаю что-то около 2-4 раз в месяц.

И, наконец, третья - "живая" очередь, в которой я оказался четвертым.

Вот и моя очередь. Подхожу к окошечку (настоящему окну) кассы. Говорить надо быстро, не дают даже толком подумать. Хорошо еще, что план теплохода лежит. Сначала спрашивают документ (паспорт) и направление (Москва-Астрахань и обратно). Потом выбираю каюту. Из IIА класса осталось четыре четырехместных. Двухместных нет. I класс дороговат, а III и IV нет смысла - первый раз плыву и жить в трюме особого желания нет!

Все, билет у меня! Осталось дождаться дня отправления и не опоздать.

Отправление

Теплоход "Яков Свердлов" Вот и наступило 4 сентября! Отправление теплохода в 19-30, опоздать сложно. В 18 я уже был на станции метро "Речной вокзал". Прошел по рынку, купил немного продуктов в дорогу, и около половины седьмого вечера я подошел к причалу Северного Речного порта, где и был пришвартован теплоход "Яков Свердлов".

Когда я поднявшись на борт теплохода, мне показали, как пройти к моей каюте на средней палубе. Мой сосед (как он потом представился, дядя Володя) уже был там. После того, как я оформил у проводницы посадку, мы с соседом стали прикидывать, подселят к нам кого-то еще, или нет? Исходя из того, что рейс последний, свободные каюты имеются, а в нашей все нижние места заняты, мы пришли к выводу, что скорее всего мы будем плыть одни. Так оно и получилось. За время пути к нам так никого и не подселили.

После этого я пошел прогуляться по теплоходу, а заодно изучить последний. Находясь на палубе, я увидел, что на причале появились мои друзья, которые приехали, чтобы проводить меня. Проводы получились короткие (до отхода теплохода оставалось минут 10), но очень теплые.

И вот, гудок. Вахтенные отдали швартовы, и под "Прощание славянки" мы отчалили. Впереди было 18 суток увлекательного путешествия.

На теплоходе

Интерьер теплохода Получив у проводницы пастельное белье, и заправив свой диванчик, решил продолжить изучение теплохода. А тут как раз объявили, что желающие сделать заказ завтрака, обеда или ужина на завтра должны подняться в ресторан. Ресторанов на теплоходе два - один на главной, а другой на шлюпочной палубах. Ресторан на шлюпочной палубе работает только по предварительным заказам, а на главной - в основном используется в качестве бара. Я поднялся на один этаж выше и направился к ресторану. Ресторан оформлен довольно красиво, преимущественно в классическом стиле. Само помещение имеет форму полукруга, по окружности которого расставлены столики. Несколько столиков находятся в центре. Слева от входа расположен небольшой бар. Каждый столик рассчитан на четыре человека, и официантки, при приеме заказа, распределяют посетителей по столикам. Если делать заказы только иногда, то, скорее всего, будешь попадать за разные места. Но, так как я делал заказы постоянно, место за мной закрепилось довольно быстро. Это был столик номер два. Он находился по правому борту, и был удобен тем, что во время нахождения в ресторане, я продолжал обозревать окрестности. Завтрак подается в восемь утра, обед - в час дня, а ужин - в семь вечера. Время может немного изменяться, в зависимости от времени стоянок. Меню довольно сытное, да и цены приемлемые. Мне хватало 100 -300 рублей в день на нормальные обед и ужин. Завтрак я заказал только в первый день. Потом решил, что вставать так рано во время отпуска можно, но необходимости в этом нет, поэтому утром лучше поспать. Этому способствовало и то, что ложился спать обычно после двенадцати ночи. До одиннадцати дискотека, а потом погулять, подышать свежим воздухом... Хорошо!

Покончив со всеми организационными делами, я поужинал, и пошел знакомиться с попутчиками. Еще у касс я познакомился с молодым человеком, которого звали Дима. Он уже не первый раз плавал по этому маршруту, да и по другим тоже. Я обрадовался, когда встретил его. Оказалось, что наши каюты находятся практически рядом. Мы прошли по теплоходу, и Дима рассказал мне, где что находится. Тут стало смеркаться, на небе появились звезды, и я пошел к себе за биноклем, а заодно и одеться потеплее. Хотя вечер был довольно жаркий, уже к десяти вечера стало заметно прохладно, а к двенадцати, те, кто плыл уже не первый раз, одели кожаные куртки. Я ее взять не догадался, о чем и пожалел позднее.

Так складывалась компания Взяв бинокль, я поднялся на шлюпочную палубу, где меня и ждал Дима. Мы прошли на нос и стали обозревать берега и звезды. Тут нас и окликнул женский голос. Мы обернулись и увидели двух женщин, вернее женщину и девушку. Они попросили посмотреть бинокль, и дальше мы гуляли уже вместе. Так как на носу было довольно ветрено, мы вскоре перешли на корму, и, удобно там расположившись, официально представились друг другу, и стали ожидать первого шлюза. Как оказалось, девушку зовут Маша, а женщина - ее тетя. Вместе с ними плыла еще и мама Маши, но в тот вечер она осталась в каюте. Они возвращались домой, в Нижний Новгород.

Вот и первый шлюз. Перед нами вошли две баржи. Мы долго ждали, когда в шлюз войдет четвертый корабль, который был уже где-то близко. Наконец, шлюз закрылся, и началось шлюзование. Но, когда оно закончилось, ворота шлюза остались закрытыми. Не знаю в чем была причина, но мы простояли в шлюзе около 40 минут. И вот ворота открылись. Когда теплоход полностью покинул шлюз, я пошел спать. Был второй час ночи.

Второй день пути

Стоянка в тумане Проснулся я около семи утра. До завтрака оставался еще час и я вышел на палубу. Теплоход стоял, но вопросов "почему?" не было. Над водой стоял туман. Я такого никогда раньше не видел. Было такое чувство, что наш теплоход наполовину вошел в молоко. Я стоял на границе тумана. Справа от меня было чисто, а слева был туман, причем такой плотный, что уже в метре ничего не было видно. Такое нельзя было не сфотографировать. Было интересно, получатся фотографии, или нет. Но фотографии получились, и они достойно занимают свое место на этой страничке. Вскоре позвали на завтрак. А в девять часов, когда туман немного развеялся, теплоход продолжил свой путь. Ближе к обеду, когда солнышко прогрело воздух, народ начал загорать.

И вот, мы приближаемся к Дубне. Здесь находится последний шлюз (или первый, если считать от Волги). Мне эти места были знакомы. Мы часто ездили сюда и на рыбалку, и в походы. Весь день мы шли за двумя баржами. И дело не в том, что нам не хватало скорости их обойти. Как раз скорости у нас хватало. Но в канале скорость ограничена, и обгонять суда запрещено. Поэтому на проход канала и отводится так много времени. В это время я и познакомился с Сергеем. Сам он работает в Туле, и направлялся в Астрахань вместе с мамой. Обратно они возвращались по железной дороге, но об этом думать не хотелось. Серегины родители живут в Дубне. Он и сам там родился, но уехал учиться в Тулу, и после окончания института остался там работать.  Проплывая прекрасные места Дубны, мы делились своими воспоминаниями, связанными с ними. Так и завязалось наше знакомство.

На последнем повороте баржи пропустили нас вперед, и мы в первый раз зашли в шлюз первыми. Когда закончилось шлюзование, перед нами открылись просторы Волги. Только после выхода из последнего шлюза теплоход смог набрать нормальную скорость.

Вечером теплоход проходил мимо Калязино. Особенностью этого места является полузатопленная колокольня на городской площади. Я пытался сфотографировать ее, но из-за торфяных пожаров и сумерек, фотографии так и не получились. Жаль. Это трудно передать словами, это нужно видеть!

Ярославль

План Ярославля Утром 6 сентября мы прибыли в славный русский город Ярославль. Этого дня я ждал с особенным нетерпением, так как душевые кабинки на теплоходе работают только на маршруте Ярославль-Астрахань-Ярославль. В канале им. Москвы душем пользоваться нельзя из-за того, что там находится так называемая санитарная зона.

И так, я встал пораньше, сходил принять душ, и к 9 утра был готов отправиться на первую экскурсию в этом путешествии. Как оказалось, что в Ярославле для нас экскурсия не запланирована, и в нашем распоряжении есть 3 часа для прогулок по городу. Ну, ничего, мы люди привычные. В первом киоске купил карту Ярославля, и отправился пешочком в сторону кремля. Пройдя по Первомайской улице, я вышел на Богоявленскую площадь и оказался перед Кремлем.

На крепостной стене Зайдя в Кремль, я купил в киоске схему кремля и несколько билетов (цена на вход в каждый из музеев примерно одинаковая, около 10-15 рублей, да и билеты ничем внешне не отличаются), и пошел к звоннице. Тут я и услышал, что меня зовут. Это была Маша с мамой и тетей. Оказалось, что они тоже только пришли в Кремль, и мы решили дальше гулять вместе.

Для начала мы прошли по крепостным стенам и посмотрели на живой символ Ярославля - медведицу Машу. Потом послушали колокольный звон, и я предложил пройти в музей древнерусского искусства. Женщины предпочли остаться на улице, а мы с Машей пошли в музей.

Музей древнерусского искусства В музее в это время проходила экскурсия, но так как времени у нас было не так и много, мы решили сами, без экскурсии, осмотреть экспонаты. В этом музее собраны старинные иконы, предметы украшения церквей, монеты, образцы национальных костюмов и другие предметы жизни и искусства наших предков. Сам музей располагается на втором этаже здания. Раньше там были кельи монахов, а потом, после революции, общежитие рабочих местной полотняной фабрики. Как рассказали нам сотрудники музея, первоначально кельи были украшены росписью, но во время борьбы с культом, когда в кельях жили рабочие, всю настенную роспись стерли, а стены побелили. Так были безвозвратно утеряны произведения древних богомазов. Так же мы узнали, что в 1612 году здесь жил дед Петра I, Кирилл Нарышкин, едва не погибший во время Стрелецкого бунта в Москве.

Звонница Ярославского кремля До отправления теплохода оставалось около часа. Чтобы не опоздать, мы решили подняться на звонницу и сфотографироваться там. По крутым ступеням звонницы, стараясь не удариться головой о низкий потолок, мы залезли на верх. На самый верх подняться нельзя, поэтому пришлось ограничиться обзорной площадкой. Здесь же находятся колокола, но они отгорожены от смотровой площадки решеткой. Уже спустившись со звонницы я узнал, что это сделано специально, чтобы туристы не звонили в колокола. Мы посмотрели на город, затянутый дымкой от пожаров, сфотографировали друг друга, и стали спускаться.

Внизу нас ждали Машины мама и тетя. Мы прошли к киоскам с сувенирами, и там расстались. Я остался в Кремле, а женщины решили пройти по магазинам в городе. Посидев в кафе, я не торопясь пошел к порту, и, купив по дороге немного фруктов, догнал своих спутниц. Мы пришли минут за 15 до отправления. Вскоре теплоход отчалил и взял курс на Кострому.

Кострома
(Ипатьевский монастырь)

За два часа до прибытия, по радио объявили, что все желающие поехать на экскурсию в Костроме и Нижнем Новгороде, должны подойти в читальный зал. Мне никуда идти было не нужно, так как я в это время сидел в читальном зале и заряжал свой сотовый телефон, а заодно читал книжку. Дело в том, что электрические розетки находятся только в коридоре и читальном зале. В читальном зале, через розетку подключен телевизор. Но после обеда его мало кто смотрит, поэтому этой розеткой можно воспользоваться с большим комфортом, чем в коридоре.

Вскоре начал собираться народ. А минут через десять пришел мужчина, как потом оказалось - радист. Он рассказал об экскурсиях, ответил на вопросы собравшихся и составил списки желающих поехать на эти экскурсии. По его словам, в остальных городах экскурсионные автобусы встречают всех желающих на причале, а вот в Ярославле, Костроме и Нижнем Новгороде экскурсии надо заказывать заранее, но если желающих будет мало, то экскурсию могут и не проводить. В среднем цена экскурсии по всему маршруту теплохода находится в пределах 40-60 рублей, что не так и много.

Ансамбль Ипатьевского монастыря Перед самым прибытием по радио сделали объявление, в котором просили всех, записавшихся на экскурсию в Ипатьевский монастырь, не покидать теплоход. Практически сразу после того, как теплоход причалил к пристани, к другому его борту пришвартовался небольшой прогулочный кораблик. Мы перешли на него, и нас отвезли к Ипатьевскому монастырю. Около ворот монастыря нас встретил экскурсовод, и мы вошли на территорию монастыря.

Первым делом нас отвели к главным воротам монастыря. Сейчас они не действуют, а вход в монастырь осуществляется через Екатерининские ворота, построенные к приезду императрицы в 1767 году. В помещении ворот мы послушали мужской хор, после чего экскурсовод отвел нас к Троицкому собору.

Троицкий собор Здесь нам и поведали историю монастыря. В 1330 году один из влиятельных людей Золотой Орды, мурза Чет, решил отправиться на службу к Великому русскому князю Ивану Калите в Москву. По дороге он сильно заболел, и на месте, где сейчас расположен монастырь, ему приснился сон. Во сне к нему явились Божья Матерь с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. Они исцелили его, и на этом месте, усилиями мурзы Чета, была основана обитель. Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, был епископом Гангрским, и не очень известен на Руси.

Уверовав, Чет принял православие, и крестился именем Захария. Вместе с ним приняли православное крещение и люди из его ближайшего окружения. В пятом поколении рода Чета-Захарии рождаются два брата, которые впоследствии принимают разные фамилии: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. Это были родоначальники знаменитых Сабуровых и Годуновых. Веря в святость места, практически все потомки Захарии приезжали сюда доживать свой век и завещали свое погребение в стенах монастыря, включая родителей Царя Бориса. Ныне частично сохранилась одна из усыпальниц.

Возвышение Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеозначенной Троицкой церкви, монастырские стены с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые Парадные ворота. В смутное время  монастырь был оккупирован одним из отрядов самозванца Лжедмитрия II, но прибывшее народное ополчение организовало правильную осаду крепости, и отряд самозванца был выбит из монастыря. Во время штурма была взорвана стена, от взрыва значительно пострадали обе Святые Парадные ворота и Троицкий собор. Часть этих ворот до сих пор хранится в Троицком соборе.

Раздоры кончились. Вскоре в Москве собирается земский Собор, который избирает на русский престол шестнадцатилетнего Михаила Романова. Сам Избранник в это время пребывал в своей костромской вотчине. Из Москвы в Кострому было отправлено Великое Посольство для изъявления воли народа вновь избранному монарху. В это же самое время поляки, надеясь вовлечь Москву в зону своего влияния, и тем самым укрепить в ней католичество, решили захватить Михаила. Но русский крестьянин Иван Осипович Сусанин ценой своей жизни спас царя и тем самым Россию.

14 марта посольство торжественным шествием с правого берега по льду Волги направилось к Ипатьевскому монастырю. В то же время вторая процессия из духовенства и мирян двигалась из Костромы. Обе процессии были встречены у стен монастыря Михаилом и его матерью. Послы преподнесли избраннику грамоты. Но Михаил и его мать инокиня Марфа долго отказывались от этой чести. И только после умолений в продолжение шести часов Избранник, представ чудотворному образу Феодоровской Божией Матери, был благословлен на царство своей матерью.

Черные бани на сваях В последующие годы монастырь переживал как взлеты, так и падения. Об этом, желающие могут прочитать полную историю Ипатьевского монастыря.

Церковь Преображения После осмотра собора нас повели в музей деревянного зодчества. Он расположен сразу за стенами монастыря. Нам показали черные бани на сваях. Так как эти места каждую весну заливала Волга, все дома старались строить на сваях. Потом мы прошли к дому Кобылина. Этот дом принадлежал искусному ремесленнику Липатову, и по меркам того времени был достаточно богатым.

В ночь с четвертого на пятое сентября 2002 года, то есть за 2 дня до нашего приезда, полностью сгорела Церковь Преображения на сваях. Этот памятник деревянного зодчества был построен без единого гвоздя. При строительстве водохранилища, церковь бережно разобрали и перевезли в Ипатьевский музей-заповедник. Не знаю, кто совершил это чудовищное преступление, но лично я считаю, что виноваты в этом все мы. Вместо того, чтобы объединить свои силы на борьбу со злом, варварством и ложью, отчетливо наблюдается раскол среди народа. Зачем надо отделять церковь, выделяя то, что принадлежит церкви, а что нет? Надеюсь, что эта жертва нашей общей халатности не пропадет даром, и государство будет составлять единое целое с церковью.

Плес

Это была последняя остановка перед Нижним Новгородом. Теплоход прибыл к пристани, когда уже стемнело. Однако народ на пристани еще был. В основном это были художники, которые продавали свои работы. Когда подходишь к картинам, продавец включает фонарь и освещает все картины по очереди. В свете фонаря картины смотрятся совсем не так, как при солнечном свете. На некоторых картинах я видел такую игру света, которую просто невозможно забыть. Но и повторить ее тяжело. Картины покупают мало, и уже через полчаса толпа рассасывается.

Сам Плес знаменит тем, что там жил и работал замечательные русский художник Исаак Ильич Левитан. В городе есть музей Левитана, но было уже поздно, музей был закрыт, и мы туда не пошли.

Посмотрев картины, мы с Сергеем и Машей зашли в ближайшее кафе, и купили бутылочку легкого вина. После чего, сели на скамеечку на берегу, под деревом, стали пить вино и смотреть на Волгу. Отблески фонарей на небольшом волнении воды, легкий ветерок, тишина и покой вокруг, делали эту картину сказочной.

Вино закончилось, и мы пошли на корабль. По дороге Машей была обронена фраза, что она любит, когда ее носят на плече. Так в чем дело? Я взял ее на плечо и прошествовал на судно. На теплоходе была минута молчания. Все были просто в шоке.

После отплытия мы втроем залезли на верхнюю палубу, и до глубокой ночи смотрели на звезды и разговаривали. Это была наша последняя ночь вместе.

Нижний Новгород

Вид на Нижний Новгород В этот день я проснулся довольно поздно. Было уже светло. Я позавтракал, взял бинокль и пошел в библиотеку. Дело в том, что на палубе было прохладно, а из библиотеке открывается хороший обзор. В это время теплоход проходил очередной шлюз и смотреть было нечего.

Последний день вместе Тут меня и нашла Маша. Поболтав на повседневные темы, чтобы скоротать время, дождались, пока солнце прогреет воздух, и отправились на корму верхней палубы. Машка была явно не в духе, да и мне предстоящее расставание навевало далеко не радостное настроение. В этот момент появился Серега и мы решили сфотографироваться на память. Так мы провели время до обеда.

Вид на "стрелку" После обеда мы оставались с Машкой вдвоем. Когда теплоход прошел Нижегородскую стрелку, которая разделяет Волгу и Оку, Маша заволновалась, что ее будут искать мама с тетей, и мы пошли к ее каюте. На наше удивление каюта была закрыта. Похоже, что нас пошли искать. Чтобы не разойтись в поисках друг друга, мы встали в холле, не далеко от каюты, и стали ждать. Время шло, теплоход причалил и народ стал сходить на берег, а Машины родители все не появлялись. Машка нервничала, и ее состояние стало передаваться мне. Наконец родители появились. Я предложил помочь вынести вещи, но они вежливо отказались, сославшись, что их должен встречать Машин отец. Я попрощался с Машей и пошел к экскурсионному автобусу, который был уже практически полон. Через несколько минут автобус отправился.

Чкаловская лестница Такой экскурсии я не видел ни разу, и скорее всего больше не увижу. Экскурсовод попался веселый, рассказывал очень интересно, разбавляя сухую информацию о городе и статистику, интересными подробностями, которые и создавали атмосферу неповторимости.

Памятник погибшим воинам-нижегородцам Самой первой остановкой был городской парк. Там мы попали на открытие памятника погибшим воинам-нижегородцам. Пройдя по парку, мы попали на вершину холма, с которого открывался вид на заводской район. Наблюдая эту картину, рассказ о жестоких бомбежках во время войны воспринимался совсем по другому. Казалось, что ты переносишься в ту эпоху.

Потом нас повезли к Кремлю. Войдя в кремль, я будто перенесся в другой мир. Чувствуется сила, мощь и мудрость веков! Спокойствие обволакивает. Мы прошли в Михайло-Архангельский собор. Он был построен в 1613 году, в память о том, что у стен кремля в 1612 году нижегородский староста Козьма Минин собрал народное ополчение против поляков. Дальше мы прошли к кремлевским стенам, которые спускаются практически к самой воде. Спуск этот довольно крутой. От стен открывается шикарный вид на Волгу и противоположный берег.

Стены Нижегородского кремля Вид с Волжского откоса Экскурсия закончилась у подножия кремля. До речного вокзала было недалеко, при этом путь к нему пролегал мимо магазинов, где мы и купили сувениры. Это была отличная экскурсия!

Удивительное дело, когда теплоход отчалил от пристани, на меня накатилась жуткая тоска. Вроде и знакомы с Машей были всего ничего, а было такое чувство, что расстался с довольно близким человеком. Кончилось все тем, что около девяти вечера пошел спать, но так заснуть до трех и не смог.

Казань

Петропавловский Собор Пасмурно и хмуро нас встречала Казань. Сразу скажу, что экскурсия здесь была самая дорогая, при этом построена далеко не лучшим образом. Но, буду рассказывать по порядку. Группа экскурсантов, в которую входил и Ваш покорный слуга, была встречена еще на пристани. Нас проводили к автобусу и собрали по 60 рублей. Только после этого появился экскурсовод. Начало экскурсии было направлено на исторические корни Казани - мусульманство. Нас повезли к мечети, единственную, по словам экскурсовода, в которую нас пустят. По дороге нам рассказывали об истории и структуре города.

Осмотрев мечеть, мы отправились Петропавловскому Собору. Он был построен в 18 веке в память о пребывании в Казани Петра I. Здесь мы задержались гораздо меньше. Следующей остановкой был Университетский городок. Здесь нам рассказали о Лобачевском. В Университет также поступил и Ульянов-Ленин. Но, так как в это время он начал заниматься революционной деятельностью, закончить университет ему не дали.

Мечеть Кул-Шариф над стенами кремля Внутри кремля И вот нас подвезли к белокаменным стенам кремля... и начали рассказывать о Муссе Джалиле, так как перед кремлем стоит памятник, посвященный ему. Здесь наше терпение кончилось, и мы с Сергеем и его мамой пошли осматривать кремль самостоятельно. Как потом выяснилось, нашему примеру последовали многие. На территории кремля очень чисто и ухожено. Но каково было наше удивление, когда подойдя сначала к одному зданию, а потом и к другому, мы увидели, что внутри строений полная разруха. Отличная внешняя отделка, скрывающая горы мусора внутри. Очень странно было наблюдать подобное, особенно в кремле. Я сделал фотографию одного такого здания. Если присмотреться к ней, то можно увидеть разбитые стекла. Следующим поражающим фактором была постройка на территории кремля (а это территория памятника архитектуры) мечети Кул-Шариф, которая заметно вознеслась над стенами и башнями кремля. Неужели во всей Казани не нашлось другого места для постройки? Или все это сделано специально, чтобы показать возвышение мусульманства над православием?

Улица Баумана Покинув кремль, мы отправились на улицу Баумана. Это местный аналог московского Арбата. И снова разруха! Было такое чувство, что здесь только что была война. Но вторая половина улицы отстроена на советь. Здесь мы купили сувениры, сфотографировались на память, и, так как времени оставалось не много, собрались в порт. Особенностью Казани является и тот факт, что до порта добраться не так и просто. К речному вокзалу ходит трамвай и маршрутка. Но далеко не так часто, как хотелось бы. Нам повезло. Довольно быстро появилась маршрутка, и мы доехали до порта. Оставалось немного времени, и мы прошли по торговым рядам около пристани. В отличие от самого города, здесь цены заметно ниже.

Вскоре теплоход отчалил, и мы продолжили свое путешествие. Не знаю как остальным, а мне Казань не понравилась!

* * *

После обеда состоялось наше знакомство с еще одной девушкой, которая тоже плыла с нами, Оксаной. Она возвращалась из Москвы в Астрахань вместе с отцом. Как оказалось, ей уже тоже надоело одиночество, и наше знакомство было обоюдно желанным. Чуть позже к нам присоединился Серега. Когда зашел разговор об экскурсиях, выяснилось, что Оксана не ездила ни на одну, а просто гуляла с отцом. Мы предложили ей в следующем городе, Самаре, поехать с нами на экскурсию, и она с радостью согласилась. Погуляв до вечера по теплоходу, мы разошлись по каютам.

Жигулевские горы Усыпальница Степана Разина Утром следующего дня я увидел живописный пейзаж, вдоль которого мы проплывали. Это были Жигулевские горы. Позавтракав, я отправился на нос, и стал любоваться окрестностями. Вот, по левому борту, в дымке тумана показался Царев Курган. С ним связано много историй и преданий. Вот одно из них: «Гора эта высоты незначительной, но стоящая отдельно, имеющая видъ правильно закругленнаго конуса, совершенно краснаго цвета отъ покрывающей ее глины, къ тому же лишенная всякой растительности, резко выдается въ зелени, густо покрывающей вершины соседнихъ холмовъ. Такой оригинальный видъ Царева Кургана, представляющагося какъ бы гигантскою искусственною насыпью, доставилъ ему особенную известность по всему Волжскому низовью. Между волжскими бурлаками сохраняется много легендъ о происхождении кургана и причинахъ названия его Царевымъ. Наиболее распространенное предание, что гора насыпана шедшими на Русь татарами: по повелению Хана, каждый татаринъ набралъ въ свою шапку земли и за темъ высыпалъ ее на этомъ месте; на возвратномъ пути опять каждый воинъ взялъ изъ насыпи по шапке земли, но войско было уже такъ малочисленно, что не могло уничтожить всю насыпь, а сняло только ея вершину» А через некоторое время, но уже по правому борту я увидел усыпальницу Степана Разина. Она примечательна тем, что построена вдали от поселений, практически у самой воды. После разгрома восстания и казни Степана Разина, народ подал ходатайство царю, с просьбой похоронить останки предводителя восстания. Но царь, не желая оставлять память о восстании, отказал в просьбе, и усыпальница осталась пустой. И вот на горизонте показалась Самара.

Самара

Мы, как и договаривались, отправились на экскурсию. С нами поехал и отец Оксаны, но он постоянно держался в стороне. Похоже, он был не особо доволен таким поворотом дел, но, похоже, решил смириться.

В этот раз экскурсия оказалась очень интересной. Нам рассказали об истории города и края так непринужденно, что время пролетело просто незаметно! Остановлюсь на некоторых достопримечательностях более подробно. Первое – это католический собор. Помимо своего прямого назначения, как собора, он исполняет роль школы для детей католиков. К сожалению, в это время он был закрыт на каникулы, и мы туда не попали.

Возле "Бункера Сталина" Следующим довольно известным местом является «Бункер Сталина». Мы с Оксаной сфотографировались на фоне зданий, под которыми он и располагается. Во время Великой Отечественной Войны, в 1941 году, в Самару было эвакуировано несколько заводов. Но мало кто знает, что именно в Самаре (тогда она называлась Куйбышев) планировалось создать запасную столицу, в случае, если будет угроза захвата Москвы. Поэтому именно сюда, в октябре 1941 года, были эвакуированы 22 посольства. Они оставались в Куйбышеве вплоть до августа 1943 года, когда разгром немцев на Курской дуге ликвидировал опасность захвата нашей столицы. Также были эвакуированы многие правительственные учреждения и Правительство во главе с Молотовым. Планировалось, что Сталин покинет Москву в случае крайней необходимости, "смотря по обстановке". Параллельно с постановлением об эвакуации было принято решение построить в Куйбышеве бункер для вождя и оперативной группы (115 человек) под зданием обкома партии. Проект создавался ускоренными темпами архитектором Юлианом Островским и был готов к февралю 1942 года. Тогда же на Волгу командировали 600 московских метростроевцев, и строительство началось. Однако есть, сведения, что еще до приезда метростроевцев, строительство велось силами спецотряда саперов. Охрану возложили на специальный полк НКВД. К 1 ноября 1942 года объект был построен. Но ни один человек из посольств, расположенных на площади, где проходило строительство, так и не узнал, что у них под носом проходило такое грандиозное строительство! Поражают и размеры бункера. У Черчилля в Лондоне был двухэтажный бункер, у Гитлера – трехэтажный, а здесь было построено 12 этажей (37 метров) под землей!

Завершив строительство убежища, ждали Сталина. Здесь опять имеется несколько версий. По одним – Сталин так ни разу и не приехал, а по другим – был, и даже неоднократно. А вот дочь Сталина, Светлану, отправили в запасную столицу страны. Здесь она вместе с другими детьми высокопоставленных партийных и государственных деятелей, прибывших из Москвы, училась в школе. Любопытно, что жила Светлана вместе с домашней "свитой" в доме-особняке на улице Пионерской. Ей отвели так называемую "комнату-сектор" со специальными запорами. Почему же Сталин не мог навестить в Куйбышеве свою любимую дочь?

На фотографии можно увидеть желтое и серое здание. Вход располагался в желтом, откуда по подземному переходу можно было попасть под серое здание, где и располагался непосредственный вход в бункер.

В настоящий момент бункер был закрыт. Экскурсии в нем планируются с лета 2003 года.

Вид на Жигулевский Пивоваренный Завод Элементы средневековья Ну, и наконец, известный всем Жигулевский Пивоваренный Завод. Нам показали завод, когда мы находились около «Бункера Сталина». Любителей пива сразу огорчу, так как на самом заводе экскурсии не было, но само пиво можно купить по доступным ценам в любом месте. Кстати, местное пиво очень сильно отличается от того, что мне доводилось пить в Москве и других городах. Именно в Самаре я узнал, почему марка Жигулевского пива стала так популярна!

После экскурсии, которая закончилась на центральной улице, мы прошли по магазинам. Цены приятно удивили. На обратном пути нам встретилось здание, фасад которого украшали фигуры средневековых рыцарей. Не знаю, что там располагается,  но выглядит это очень красиво.

Вот это отдых! Стоял солнечный день бабьего лета. Настроение было приподнятое. Хотелось, чтобы этот день запомнился надолго, и, уже находясь на борту отплывающего теплохода, мы с Оксаной сфотографировались на фоне церкви Святителя Алексия!

И все-таки речной круиз - хороший отдых! Солнце, река, а если еще и бутылочка хорошего вина найдется, да красивая девушка рядом… красота!!! Чего еще можно желать?

На следующий день мы прибыли в Саратов.

Саратов

Церковь «Утоли Моя Печали» Как ни странно, экскурсий я здесь не нашел. Уже после мне сказали, что была одна, но мало кто о ней узнал. Поэтому большинство пассажиров отправились просто погулять в город. Купив в ближайшем киоске план города, я отправился на центральную улицу Саратова – улицу Чернышевского. Там, на площади, расположены две достопримечательности – консерватория и церковь «Утоли Моя Печали».

Консерватория Консерватория построена в готическом стиле, и выглядит очень красиво. Мне это напомнило Прибалтику.

Цены в центре оказались выше Самарских, но ниже Казанских. Позавтракав в кафе, купил сувениры и не торопясь направился в сторону порта. Уже подойдя к порту, я увидел небольшую толпу и направился туда. Там шла торговля медом. А ближе к причалу стояли предприимчивые граждане, зарабатывающие фотографиями с различными животными. У них были мартышка, сокол и удав. Все это очень сильно напоминает Московский Зоопарк. Меня это мало заинтересовало, и вскоре я стоял на борту теплохода, ожидая появления Сергея и Оксаны.

Оксана была очень не довольна тем, что мы Сергеем ушли одни, ничего ей не сказав. Мы пообещали, что в Волгограде обязательно поедем вместе, но Оксана сообщила, что там она на экскурсию не поедет, так как уже бывала там неоднократно. На том мы и порешили. Дальнейший наш досуг не отличался чем-либо выдающимся, поэтому описывать его я не буду.

Волгоград

Не успел наш теплоход причалить, а с причала уже звучала реклама экскурсии по городу. Это только упрощало нашу задачу, и уже через несколько минут после схода на берег, мы  с Серегой сидели в экскурсионном автобусе.

Парадная лестница На центральной набережной Хочется сразу отметить набережную. Даже не верится, что на этом месте около полувека назад было перепаханное бомбами, пулями и осколками место, вокруг которого стояли одни развалины. Мертвое место. И что мы увидели! Полностью отстроенный город. На месте обугленной земли разбиты парковые аллеи, ухоженный газон, кустарники. Причем, не просто ухоженная парковая зона, а очаровательное место, будто сошедшее с картинки. От центральной лестницы отходят аллеи, обрамленные экзотически подстриженными кустарниками и деревьями. Поднявшись по лестнице, попадаешь на площадь, в центре которой бьет фонтан. От этой площади и берет свое начало Аллея Героев.

Мне запомнились основные три этапа экскурсии: Аллея Героев, (Панорама Сталинградской Битвы) Дом Павлова и Мамаев Курган. На первом этапе мы подумали, что это будет очередная скучная экскурсия. Дело в том, что, прислушиваясь к экскурсоводам, проводящим параллельные экскурсии, мы узнавали много интересного, о чем наш экскурсовод умалчивал. Зато последующие два этапа дали очень красочную картину, особенно на Мамаевом Кургане, когда уже к нашей экскурсии подходили, чтобы послушать экскурсию. Похоже, что у каждого экскурсовода есть свой план проведения экскурсии. Если это действительно так, то последние два этапа экскурсии представляют гораздо больший интерес, чем первый!

Бросаются в глаза постаменты с башней легендарного танка Т-34, расположенные по всему городу. Таблички на них объясняют, что здесь проходил передний край обороны в период Сталинградской битвы.

Разрушенное здание паровой мельницы Часто в литературе, при упоминании о Доме Павлова, приводят изображение разрушенного здания из красного кирпича. Я был уверен, что оно и есть Дом Павлова. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что это здание паровой мельницы, в котором располагался командный пункт 42-го гвардейского полка, который входил в состав 13-й гвардейской дивизии генерала Родимцева, а Дом сержанта Павлова находится через дорогу от него. Вот его история...

…Крупные силы немецких войск 13 сентября атаковали центр и южную часть Сталинграда. Легендарной 13-й гвардейской дивизии генерала Родимцева удалось приостановить противника, сковать его значительные силы. В полосе обороны батальона капитана А.Е. Жукова на нейтральной полосе маячил темно-серый дом. Оттуда временами раздавались автоматные и пулеметные очереди. Кто там?

Дом Павлова С одобрения комдива генерала Родимцева решили послать разведку. Выбор командира роты И.И. Наумова пал на сержанта Якова Павлова - сметливого, храброго, инициативного, умеющего действовать самостоятельно. С собой на задание он взял троих - ефрейтора В.С. Глущенко и рядовых А.П. Александрова, Н.Я. Черноголова.

Через дворы и развалины, под непрерывным огнем противника, под постоянными “свечами” его ракет к полуночи они добрались до первого подъезда дома. В подвале, где укрывались местные жители, разведчики встретились с санинструктором Дмитрием Калининым и двумя ранеными советскими солдатами. Разведчики перебирались из одной квартиры в другую, с этажа на этаж, выбивая оттуда фашистов. Яков Павлов хорошенько осмотрелся, оценил обстановку и посчитал, что уходить из этого дома на “нейтралке” нельзя: отсюда видны немецкие позиции как на ладони.

Так обосновался “гарнизон” четырех из 13-й гвардейской дивизии. Рано утром они приняли первый удар врага. На командном пункте 42-го гвардейского полка волновались за судьбу разведчиков: “Разве могут четверо такой дом удержать? Ведь у них одни автоматы…” Наконец в штабе батальона неожиданно появился санинструктор Дмитрий Калинин. Обессиленный, он произнес едва слышно: - Я из дома Павлова…

“Так и получилось, - написал в своих воспоминаниях генерал А.И. Родимцев, - что это четырехэтажное здание, называемое до этого домом специалистов, сейчас в устах Калинина обрело новое имя”.

Так по Сталинграду, по всему фронту пошла молва о героях дома на “нейтралке”, о “гарнизоне” сержанта Якова Павлова. В последующем, в октябре, командованию полка удалось направить в Дом Павлова группу солдат во главе с лейтенантом Иваном Филипповичем Афанасьевым. Взвод лейтенанта И.Ф. Афанасьева, несомненно, усилил огневую мощь гвардейского “гарнизона”. Но это уже была другая, вторая страница героической обороны Дома Павлова. 58 дней героической обороны дома стали особой страницей в обороне Сталинграда.

Барельеф на стене Дома Павлова После освобождения города, когда жители начали восстанавливать разрешенные здания, первым был восстановлен именно Дом Павлова. Сейчас его фасады украшают барельефы, на которых повествуется о героической обороне и восстановлении дома. В годы правления Хрущева, когда город был переименован в Волгоград, Дом Павлова тоже переименовали в Дом Солдатской Славы, но новое название так и не прижилось.

После войны Герой Советского Союза Яков Павлов ушел в монастырь. Война так сильно изменила взгляды этого человека на жизнь, что он добровольно заточил себя в монастырских стенах. Яков Павлов умер в середине 80-х годов под именем митрополита Кирилла.

И вот – Мамаев Курган. Когда в конце января Мамаев курган был полностью очищен от врага, курган казался мертвым. Перекопанный, перепаханный, изрытый воронками от бомб, усыпанный, как чешуей, осколками от мин, бом и снарядов, он и зимой чернел, как обугленный. "В израненной земле Мамаева кургана на каждом квадратном метре обнаруживали от 500 до 1250 осколков смертоносного металла..." В годы войны он был на 16 метров ниже. Дело в том, что когда устанавливали стелу, потребовалось насыпать дополнительный грунт для фундамента. Мемориальный комплекс состоит из нескольких элементов, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку. Полное описание мемориального комплекса занимает несколько страниц, поэтому я приведу его краткое описание.

Аллея пирамидальных тополей Композиция "Стоять насмерть" Вход на комплекс начинается у горельефа, расположенного на проспекте им. В. И. Ленина у подножия Мамаева кургана. В каменной стене высечено торжественное шествие людей разных возрастов и разных национальностей. Они зовут посетителей памятника к широкой лестнице.

Поднявшись по ступеням лестницы мы попадаем на аллею пирамидальных тополей - в мир глубоких и благородных раздумий. Перед взором открывается скульптурное убранство памятника-ансамбля. По мере приближения к вершине кургана все явственнее выступает композиция "Стоять насмерть", затем, как бы над ней поднимается скульптура Родины-матери.

Аллея ведет к композиции "Стоять насмерть". Композиция отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города. С каждым шагом к нему, он все больше закрывает собой Родину-матерь.

Стены-руины Стены-руины За композицией "Стоять насмерть" расположены стены-руины. Левая сторона посвящена клятве Сталинградцев, правая - самой Сталинградской битве.

Стены-руины - каменная книга, героическая летопись. "Каждый дом - крепость". Эта и множество других надписей - волнующая история борьбы за жизнь. Осколком снаряда, штыком, куском металла оставляли солдаты в перерывах между боями свои автографы. Отступать было некуда, бой шел за каждый дом, за каждую комнату в доме, за каждый метр Сталинградской земли. Где-то внутри самих стен тихо звучит музыка. Она перекрывается мужественным голосом. Звучит строгий приказ. Голос умолкает, и слышится задушевная солдатская песня. И вдруг тишина. Перед глазами - лица воинов, картины боев.

Фрагмент стен-руин Вот один из фрагментов стены. Он начинается с изображения солдата, грозного и решительного, который с гордостью произносит: "Я из 62-й!" - и устремляется в бой. Много надписей было оставлено на стенах домов, в которых сражались защитники Сталинграда. Автор как бы перенес их сюда, на памятник, сохранив почерки и содержание. "Автомат на шее, 10 гранат под рукой, отвага в сердце - действуй!" - писал Чуйков в инструкции для штурмовых групп. Да, отвага в сердце бросала солдат на решительные действия. "Откуда бы фашист не выглянул, непременно увижу. А если увижу, значит УБЬЮ!" - так говорил снайпер Василий Зайцев.

На площади Героев Пройдя вдоль стен-руин, попадаешь на площадь Героев. В центре - огромный водяной партер, наполненный водами Волги. Спокойная гладь воды располагает к раздумью. В воде отражаются голубизна неба, зелень деревьев, скульптурные композиции, в которых отображены совершенно конкретные подвиги воинов Сталинградской битвы. Таких композиций шесть. На первой двое израненных солдат готовы вступить в последнюю схватку с врагом. Вторая рассказывает о подвигах женщин в Великой Отечественной войне. Это девушка-санитарка согнулась под тяжестью раненого солдата. Третья композиция рассказывает о славных моряках. Она изображает моряка со связками гранат, готового броситься под фашистский танк, но не пропустить врага. Четвертая композиция передает напряжение раненого командира, который до последней минуты не покидает передний край, продолжая руководить боем. Пятая композиция - погиб знаменосец, но знамя не должно упасть. Его подхватил другой воин и устремился вперед. Шестая композиция символизирует победу над фашизмом - два советских воина уничтожают фашистскую гадину и разламывают свастику. На другой стороне водяного партера, слева, располагается более чем стометровая стена в виде развернутого и сильно удлиненного знамени. На ней слова: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!".

Вход в Зал Воинской Славы Через площадь Героев подходим ко входу Залу Воинской Славы. Он делан в стене, на которой запечатлен взволнованный рассказ художника о наступлении советских войск под Сталинградом, о радости победы, о пленении гитлеровцев, о митинге победителей.

В Зале Воинской Славы Сурово и строго оформлен вход в Зал Воинской Славы. Нависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают блиндаж. Но вот крутой поворот - и перед глазами великолепный сверкающий золотом зал. Он имеет форму цилиндра. По всему периметру стены свисают тридцать четыре символических красных знамени. На этих мозаичных знаменах начертаны имена воинов, павших в Сталинградской битве. Список погибших заполняет зал снизу доверху. Над знаменами - широкая лента, и на ней надпись: "Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!". Центр зала занимает большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня. По мере подъема по спиральному пандусу перед взором открывается величественное изображение главного монумента. Выход расположен на уровне следующей террасы - площади Скорби. Скульптурная композиция на эту тему открывается сразу при выходе из Зала Воинской Славы.

Скульптура Родины-матери На площади - склонившаяся фигура женщины-матери. Перед тем, как похоронить своего погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь. Лицо воина покрыто знаменем.

Над площадью Скорби поднимается насыпной курган - братские могилы. Здесь похоронены защитники города. От площади Скорби к главному монументу ведет серпантинная дорожка, вдоль которой надгробные плиты - знаки братских могил.

Венчает весь ансамбль скульптура Родины-матери. Высоко подняв меч, она призывает к борьбе. Величественная скульптура Родины-матери поднялась над курганом на 52 метра и видна со всех концов города. Сама скульптура внутри полая. В ней размещается метеорологическая лаборатория. Если присмотреться, меч, который держит скульптура, плавно переходит в ствол автомата ППШ, основное оружия защитников Сталинграда.

Мы с Сергеем. За нами центральная набережная. Памятник морякам Волжской военной флотилии После окончания экскурсии, мы с Сергеем успели зайти на рынок за фруктами и местной минеральной водой, после чего не торопясь вернулись на теплоход. В Астрахани они с мамой сходили на берег, и мы сфотографировались на память.

На обратном пути мне хватило времени, чтобы дойти пешком до Мамаева Кургана, а потом осмотреть Панораму Сталинградской Битвы.

Напротив Мамаевого Кургана, прямо в водах волги находится памятник морякам Волжской военной флотилии, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Когда теплоход возвращался в Москву, проходя мимо этого памятника, в память о погибших, была объявлена минута молчания, а потом, под длинный гудок теплохода, в воду были брошены цветы.

* * *

Так как на следующее утро мы должны были прибыть в Астрахань, где расходились наши пути, мы с Серегой и Оксаной решили устроить прощальную вечеринку на верхней палубе теплохода. Мы взяли шампанское, конфеты, немного вина и устроились на корме, чтобы не мешал ветер. Было грустно. Мы понимали, что утром мы расстанемся, и кто знает, встретимся ли когда-нибудь снова. Даже вино не могло погасить это настроение. Зашел разговор о том, что надо обменяться адресами, но до дела так и не дошло. Хорошо еще, что мы с Сергеем обменялись адресами раньше.

В это время теплоход вошел в район, где калмыцкие браконьеры бомбят проходящие теплоходы, предлагая туристам браконьерскую икру и осетрину по дешевке. На полном ходу на своих моторках подходят к пароходу и лезут в иллюминаторы третьего класса с банками и осетриной. Те пассажиры, которые ездят по этому маршруту уже не первый год, предупредили нас об этом. Сразу хочу сказать, что снимать это действо на фото или видео я не советую. Это браконьеры, и светится им по понятным причинам не хочется. А вот получить в ответ на вспышку фотоаппарата выстрел из обреза, который они возят с собой, можно легко. Так что судьбу лучше не испытывать. Мы облокотились на леер, и стали наблюдать за торговлей.

Дело это довольно выгодное, если есть где хранить купленную рыбу и икру. Дело усугубляется тем, что в холодильник администрация старается такие продукты не принимать, чтобы не отвечать в случае пропажи. Тем более, что когда теплоход идет в обратном направлении, есть остановка в Никольское, где все это можно купить. Но об этом позже.

Оживленная торговля проходила по левому борту. Как я узнал потом, правила торговли следующие. Сначала калмыки показывают товар. Если что-то заинтересовало, то они перебрасывают указанную тобой рыбину на теплоход. Если она тебя устраивает, то на моторку передаешь деньги, а если нет - возвращаешь рыбу. Не стоит пытаться взять рыбу и не заплатить - могут и выстрелить в ответ. Ни в коем случае нельзя передавать деньги до получения товара. При нас был случай, когда сразу после получения оговоренной суммы, моторка сразу отчалила и ушла, так и не передав рыбу.

Мое внимание привлек небольшой шум со стороны правого борта, практически не различимый на фоне гула моторок. Я прошел на правый борт и увидел, как к теплоходу медленно подходит одна из таких моторок, но довольно тихо, стараясь не привлекать к себе особого внимания. Я крикнул, что похоже и с этого борта собираются торговать. Услышав крик, моторка включила двигатель на полную мощность, и вскоре исчезла. Вся торговля занимает не получаса-часа по времени. Потом калмыки отстали.

Мы посидели еще немного, и ребята пошли по каютам. Я просидел еще около часа, любуясь ночным южным небом. На черном небе отчетливо видны даже самые маленькие звездочки. Правда, созвездия большей частью незнакомые. Из знакомых мне, я нашел только Большую Медведицу, но она была не над головой, а практически у линии горизонта. Начав замерзать, я пошел спать.

Астрахань

Карта Астрахани от 1901 года Вид на Соборную колокольню и Успенский Собор Так, незаметно, мы и доплыли до города Астрахань. Городок не очень большой, тихий. Я сходил на базар, посмотрел цены. Потом проехал до Рыбного рынка. Цены не сильно отличаются от столичных. Единственное, что меня несколько удивило - цены на сок, которые раза в полтора выше. Сильно отличается и вобла. Я взял волжскую и каспийскую. Поразило то, что на запах они абсолютно одинаковые, а вот на вкус... каспийская заметно отдает керосином. Да и по цвету они немного различаются. Так что делайте вывод сами.

После всех товарных дел, я отправился осматривать достопримечательности города, которые для меня ограничились посещением Астраханского кремля. На территории кремля в это время шло строительство, поэтому из всего кремля я посетил только Пыточную башню на Артиллерийском дворе и Успенский Собор.

В Пыточной Башне Особо хочется обратить внимание на Пыточную башню и Пороховой погреб на Артиллерийском дворе. Вид, открывающийся на входе в башню, представлен на фотографии. Это и есть первый этаж. На второй этаж ведет узкая каменная лестница с низким потолком. На втором этаже, как, впрочем, и выше, представлены стенды с фотографии. Все мои усилия обнаружить вещественные экспонаты, не увенчались успехом. А вот Пороховой погреб оформлен заметно лучше. Вот только для меня осталось загадкой, почему именно в Пороховом погребе надо было размещать экспонат, отражающие искусство местных кузнецов? Я ожидал увидеть образцы оружейников, а пришлось наблюдать подковы, засовы и т.п. Хорошо еще, что это были сами экспонаты, а не их фотографии.

Стоит отметить старый город. Находясь в нем, как будто переносишься на сто лет назад. Особняки, подворья - все это находится рядом с современными зданиями. Уникально и то, что в этих памятниках старины до сих пор живут люди. Просто люди заботятся о своем доме, своей истории. К сожалению, уже находясь на борту возвращающегося теплохода и изучая буклеты, купленные в Астрахани, я узнал, что есть еще одно место, которое я так и не посетил, хотя пару раз проходил мимо него. Это кинотеатр "Октябрь", в фойе которого располагается зимний сад с тропическими растениями.

Я вернулся на корабль, пообедал, и стал ожидать отправления в обратный путь. А тут еще расставание с Серегой… И ему, и мне было жутко не по себе, и погода как будто почувствовала это. Вскоре после того, как Сергей ушел с пристани, небо затянуло тучами, и солнце я увидел только в последний день пути, на канале.

Никольское

Вот и остановка, на которой можно закупить все необходимое. Здесь можно найти все, от овощей и фруктов до различных вариантов приготовления рыбы. Вся торговля разворачивается прямо на берегу Волги, возле пристани. В само село я так и не попал.

Это единственное место на всем маршруте, где дыни и арбузы можно покупать не по килограммам, а штучно. Цены колеблются от 5 до 100 рублей за штуку. Рядом с бахчевыми продаются перец, помидоры и другие овощи. Причем, предпочтение отдается оптовым покупкам, т.е. сетками по 20-30 кило. Тут же продают рыбу, в основном осетрину, икру и прочие продукты из рыбы. Икру лучше не покупать, т.к. очень часто встречаются обманы. Например, банка заполняется крашенным пшеном, а сверху кладется слой настоящей икры, или, что еще хуже, перемешивают белковую икру и натуральную. Я предпочел купить свеженькую копченую стерлядку, и остался очень доволен. В Москве подобный завтрак мне обошелся бы раза в три дороже.

На базаре можно и нужно смело торговаться. Бывало, что цены падали чуть ли не три раза! Но и выбирать надо соответствующим образом. Из трех купленных дынь, одна оказалась "инкубатором" местных насекомых. К сожалению, об этом я узнал только через 4 дня, когда теплоход был около Казани. Пришлось ее выкинуть. Было не столько обидно, что куплена пустышка, сколько то, что в этом наблюдалось отношение местного населения к жителям столицы. Причем, это не только мое мнение, но и наблюдение других пассажиров.

Чебоксары

Свято-Троицкий монастырь Последний незнакомый город на маршруте. Последняя экскурсия. Для меня этот день запомнился еще и как первый холодный день. Когда я проснулся, теплоход уже стоял у причала. Я быстро умылся, оделся, и пошел осматривать новые места.

Речной порт располагается у подножия Западного косогора, под стенами Свято-Троицкого монастыря. От стен монастыря и началась наша короткая (45 минут), но очень увлекательная экскурсия. Эта экскурсия выделялась из всех предшествующих с первых мгновений. Билеты сделаны на почтовых открытках с видом города, отличающихся от последних только наличием штампа экскурсионного бюро. Этот штамп является и своеобразной визиткой, на случай, если появится желание заказать еще одну экскурсию в будущем. Ясно, что такой билет будет храниться гораздо дольше обычного. Да и экскурсовод в национальном костюме тоже многое значит.

Вид на Речной порт с Парка Победы Поднявшись на косогор перед нами предстало Певческое поле. Здесь нам и поведали история появления в центре города искусственного залива. Когда ниже по течению строили ГЭС, Чебоксары оказались в зоне затопления. Чтобы избежать этого, используя особенности ландшафта, проектировщики впустили часть воды в город. В результате часть центра города оказалась затоплена. Исчезли некоторые старые улицы. Зато теперь мы наблюдаем великолепие этого инженерного сооружения.

Следующей нашей остановкой был Парк Победы. К нему мы ехали по главным улицам города, мимо памятника Чапаеву и  Железнодорожного вокзала. И вот мы на месте. Это одна из самых высоких точек в городе. Нет смысла пересказывать всю экскурсию, ее надо слышать, наблюдая при этом окрестности.

На "Красной Площади" Пешеходный мост - дамба Все. Экскурсия закончилась. Микроавтобус, на котором мы ездили возвращался в порт, и если кто хотел, то его довозили до нужного места в городе, если оно находилось по пути следования. Большинство сошло возле центрального рынка, а я попросил, чтобы меня отвезли поближе к Музею Пива.

Музей Пива располагается на продолжении улице Карла Маркса, что представляет из себя "Чебоксарский Арбат". Он выходит прямо к "Красной Площади", которая так называется из-за того, что выложена красным кирпичом. От набережной к Западному косогору ведет пешеходный мост - дамба, по которому мы потом и вернулись в порт.

Было около половины десятого утра. Музей открывался в десять, отправление теплохода было в одиннадцать, и я решил скоротать время, гуляя по набережной, а заодно позавтракать в одном из кафе. Цены здесь оказались очень низкими, и не торопясь пошел к музею, который должен был открыться. По дороге я встретил своего соседа по каюте, и мы пошли в музей вместе.

Музей Пива Уютный дегустационный дворик в Музее Пива Сам Музей Пива сделан в виде большой бочки. В нем два этажа. На первом располагаются экспонаты, рассказывающие об истории пивного дела, а также награды на различных выставках. На втором этаже находится дегустационный зал местного пивного завода. К сожалению, он открывался гораздо позже, и мы туда не попали. Но смотрители музея подсказали нам, что продегустировать местные сорта можно и во дворике музея, куда мы и отправились.

Ассортимент пива не уступает столичному Дворик оказался очень уютным и чистым местом. На его территории стоят несколько деревянных столиков с тентами от дождя и солнца, а по краям дворик обрамляет стена из хмеля. Мы подошли к киоску, где продавали пиво и оторопели. Таких цен в центре города я даже не мог себе представить. Полулитровая кружка отличного пива стоит всего 9 рублей!!! Мы взяли свои кружки и сели за ближайший столик. Это было непередаваемое чувство. В воздухе чувствуется легкий запах хмеля, а в руке кружка ароматного свежесваренного пива.

На Камне Счастья Допив пиво мы стали собираться на корабль. Взяли с собой по бутылочке местного пива, чтобы выпить его в Москве, и пошли к выходу. И в этот момент я вспомнил, что экскурсовод рассказала нам о "Камне Счастья", который находится недалеко от музея. Я подошел к сотруднику музея, и он показал мне его. Оказалось, что он лежит напротив музея, на "Арбате", и я уже несколько раз прошел мимо него, но даже не подумал о том, что здесь делает  этот камень. Вот так и все мы порой проходим мимо своего счастья, и даже не замечаем его!

Поскольку я и так был счастлив, я привел на краешек камня и загадал желание. Не знаю, сбудется ли оно? Время покажет. Я точно знаю одно, что спокойная, размеренная жизнь города, а также доброта и сердечность жителей, навсегда останется в моей памяти.

Последней моей остановкой стало посещение Свято-Троицкого монастыря. Круг, по которому я знакомился с Чебоксарами, замкнулся. На пристани я купил сувениры, еще раз взглянул на красавицу-набережную, и пошел на корабль. Вскоре мы продолжили свой путь. И не смотря на плохую погоду, настроение у меня заметно улучшилось.

По дороге домой

Я не хочу сказать, что всю обратную дорогу было пасмурно. Нет! Но постоянная облачность как нельзя точно отображала состояние моей души. По дороге в Астрахань познакомился со многими интересными людьми, а возвращаться приходится практически в одиночестве!

Окончание шторма Природа успокаивается... На обратной дороге мы попали в небольшой шторм. Если честно, то я его заметил только потому, что на палубе не осталось пассажиров пожилого возраста, которых, надо сказать, было большинство. Все разбежались по каютам. А я стоял на палубе и смотрел. Если бы ты только можно было передать словами эту картину! Свинцовые тучи, дождь, ветер, пусть небольшие, но волны! А потом… сквозь мглу небес полились лучи солнца, на моих глазах серость и мрак начали светлеть, волны успокаиваться и затем… радуга! Это было как триумф света над тьмой, добра над злом…

Гордо реет... чайка! Закат И вдруг, любуясь великолепием этих красок я увидел чайку. Одинокую чайку, парящую в небе! Казалось, только что прошла гроза, и спокойствие не успело еще полностью вступить в свои права, а природа, в лице этой чайки, уже вновь вознеслась над кручиной.

Как часто бывает, что различные беды и ненастья приносят нам горе разочарования. Но неужели человек не в состоянии бороться с этим? Как природа побеждает ненастье, так и каждый из нас в состоянии победить ту невзгоду, которая преграждает ему путь. Какое облегчение, и в то же время наполнение счастьем, можно испытать, пройдя горести, и не покориться им!

Рассвет И вот наступил вечер. И без того эмоциональный день получил свое достойное завершение. Находясь на палубе, нельзя было не заметить медленно опускающегося солнца. Тучи, сквозь которые проходило солнце, меняли свой цвет от розового до темно синего. Вот он, долгожданный момент, когда солнце начинает уходить за горизонт. По небольшим волнам к солнышку устремляется серебренная дорожка, которая начинает краснеть, как нагревающийся металл, постепенно становится золотистой, и, наконец, совсем исчезает, как будто растворяется в необъятных просторах Волги.

После увиденного, я решил, что до конца путешествия я просто обязан увидеть и восход солнца. Мне удалось пронаблюдать его только в последний день пути, когда мы уже стояли в канале имени Москвы. То утро выдалось довольно морозным. Мне даже удалось слепить два снежка из инея, который осел на леерном ограждении. А на верхней палубе вообще был лед. Вдруг снежинки начинили искриться, небо озарилось золотистым светом и показался первый лучик. Робкий, он будто прощупывал дорогу. Но вот показался второй, за ним третий и вспышка... так обозначилось восходящее солнце. За считанные минуты она поднялось над плывущими облаками, даря свет и тепло окружающему меня миру.

Москва

Вот он, последний день пути. Потянулись часы последнего участка пути. Вскоре позвонил мой друг, и мы договорились о встрече в порту. После обеда большинство пассажиров собралось в носовой части теплохода, чтобы увидеть последнее шлюзование. После того, как мы прошли последний шлюз, я пошел собирать вещи. Это заняло не так много времени, и единственное, чем я смог себя занять, это чтение буклетов и первый набросок того произведения, которое в настоящий момент вы и читаете.

Что ж, путешествие по большей части удалось. Хочется еще проплыть по маршруту Москва - Санкт-Петербург через Валаам и Кижи. Но об этом в следующий раз...

На предыдущую страницу

Hosted by uCoz